Антон Монтана (anton_montana) wrote,
Антон Монтана
anton_montana

Category:

KEEP SMILING, MOTHERFUCKER!

Речь идет не о всех улыбках, а о тех, которые так любят наши либералы-западники. Тех самых, которые, согласно позднесоветским мифам, отличают представителя "свободного мира" от вечно угрюмых "совков". Эта "ода улыбкам" поется "западниками" с давних пор, еще со времен первого "прозападного движения" - стиляг, создавших первую в стране прозападную мифологию. Позднее именно оттуда значительная часть мифов перекочевала в зарождающийся антисоветизм. Однако популярным подобное представление стало в позднесоветское время, когда не ограниченное количество представителей молодежной субкультуры, а значительная часть общества окончательно уверилась в том, что "там" - настоящий рай.

Кстати, сразу замечу тут, что сама любовь к "натянутым улыбкам" жителей развитых стран стала известна намного раньше. К примеру, она упоминается в книге Ильфа и Петрова "Одноэтажная Америка" (1936 год). Европу этот "бум улыбок" накрыл позднее - где-то в конце 1950 годов. Однако до определенного времени особого восторга от этой "натянутой доброжелательности" у советских людей не было. Но по мере роста и развертывание антисоветизма это отношение изменилось - вплоть до того, что различие между унылой физиономией нашего соотечественника и блещущим счастьем лицом представителя Запада стало рассматриваться, как признак чуть ли не биологического различия. (А то и реально биологического, как следствие "отрицательного отбора", мифа, столь любимого антисоветчиками.)

Впрочем, если отвлечься от этого, то может показаться, что улыбающиеся лица, пускай даже эта улыбка и искусственна, являются однозначным благом. Ведь очевидно же, что гораздо лучше находится в окружении добродушных и прекрасно себя чувствующих людей, нежели среди "угрюмой толпы" лиц, каждое из которых показывает полное безразличие к тебе, или, что еще хуже, откровенную враждебность.

Впрочем, стоп! Ведь вышеуказанное верно только тогда, когда мимика окружающих естественна. Когда улыбка на лице значит реальное добродушие и реальное счастье. Мы же, как можно понять, ведем речь об улыбках "искусственных", созданных усилием воли - ведь понятно, что особо счастливых людей вообще не так уж много. Разумеется, на мифическом Западе позднесоветского человека все поголовно счастливы - потому, что "в магазинах все есть" и "кругом сервис", а иных проблем позднесоветский человек придумать просто не мог. Но вот к реальным западным странам этот миф, понятное дело, не имеет никакого отношения.

Вот, те же упомянутые выше Ильф и Петров путешествовали по США в 1935-1936 годах, в период "Великой Депрессии", которая даже по официальным документам стоила народу огромных страданий. Да и в той же американской культуре данный период оставил о себе отнюдь не радужные впечатления. Однако при всем этом американец того времени продолжал носить искусственную улыбку и старался как можно больше убедить окружающих, что у него все "no problem". Притом, что реальных проблем у него было фантастическое количество, и игнорировать он их не мог даже при максимальной жизнерадостности. И как раз в тот момент, когда он пытался выглядеть, как беспечный денди, его мозг усиленно просчитывал, где найти место раздачи бесплатного супа.

Что же это значит? А значит это то, что в данном случае человек просто выключал один из своих "каналов" связи с окружающими - а именно, мимическиий. А этот "канал", в свою очередь, несмотря на свою небольшую "пропускную способность" представляет собой один из важных способов межчеловеческой коммуникации. Ведь очевидно, что люди, живущие в обществе, подобном США времен "Великой Депрессии", или вообще, в развитой капиталистической стране, прекрасно понимали и понимают, что отображаемое на лице состояние, и то, что происходит в голове данного субъекта, серьезно различается. А значит, оценивать его состояние по лицу, или по дежурным фразам (типа: как дела!), бесполезно. Это автоматически усложняет коммуникацию между отдельными субъектами, и приводит к тому, что человек все сильнее погружается в состояние одиночества. Что, понятное дело, для мыслящего существа не является благом.

Впрочем, причина появления подобного "метода коммуникационного разъединения" так же ясна. Ведь понятно, что выражение "настоящих" чувств в условиях той же "Великой Депрессии" привело бы к тому, что мир превратился в настоящий "театр ужасов". Который, естественно, не выдержит ни одна психика. Следовательно, отказ от передачи эмоций представляет собой достаточно логичный способ сосуществования множества индивидов на ограниченном пространстве в условиях серьезного давления Инферно. По сути, оно является дальнейшей "переработкой" древних механизмов организации человеческого общежития в условиях непрерывной борьбы лиц друг с другом (к примеру, той же морали). Так что подобный "запрет" на проявление "негатива" сам по себе является благом, не позволяя гнетущим людей отрицательным эмоциям распространяться вокруг - пускай и ценой отказа вообще от эмпатии, как таковой.

Но вот рассматривать ситуацию, в которой появление подобного механизма является необходимым, как ситуацию однозначно благую, нельзя. Разрыв столь дефицитной в современном обществе коммуникации есть вещь крайне неприятная и допустимая лишь в крайнем случае - как нежелательным является отключение канала связи в технике, к примеру, из-за распространения паразитных колебаний.

Одиночество, как основная альтернатива грызне - не самая лучшая вещь. И в этом смысле хмурые лица "совков", реально отражающие присущие им чувства - явление намного более приемлемое для человека, нежели "пластмассовые улыбки" и искусственная доброжелательность, являющаяся свойством современного жителя развитых стран. Ведь мир, к котором следует как можно сильнее скрывать свои истинные чувства, чтобы не вцепиться в глотку соседу, на самом деле не сказать, чтобы приятен.

А самое главное - следует понимать, что, поскольку советские граждане показывали свои настоящие эмоции, одной "угрюмостью" дело не ограничивалось. Если посмотреть "домашние" фотографии советского периода, то прекрасно видно, что люди, в большинстве случаев, испытывали скорее позитивные, нежели негативные чувства.

Другое дело, что стоя, скажем, в очереди или перемещаясь на общественном транспорте, вряд ли кто способен вообще ощущать "позитив". За исключением клинических идиотов, наверное - что в СССР, что на Западе, что в современной РФ. К примеру, об инфернальности очередей писал тот же Эрих Фромм - и естественно, не на примере "совков". Поэтому, если не заставлять людей улыбаться специально (через создание особой привычке, как было сказано выше), то очередь всегда будет представлять чрезвычайно неприятное зрелище. Но это системное и неустранимое свойство очереди, и ликвидируется оно только вместе с ними. Поэтому делать же на основании, скажем, фото или даже личного наблюдения за людьми в подобных условиях выводы о какой-то особой "угрюмости" "совков" является очевидной глупостью.

Источник
http://anlazz.livejournal.com/115120.html
Tags: Реальная политика, Социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments